О возможности и порядке проведения фото видеосъемки сотрудников полиции

О возможности и порядке проведения фото-, видеосъёмки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей

ОБ ОТКРЫТОСТИ ПОЛИЦИИ

На вопрос читателя "Полиции России" отвечает начальник Административно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы Дмитрий ГАЗИЗОВ.

Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съёмку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках?

И. Владимиров г. Москва

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото-, видеосъёмку сотрудников, в связи с чем возникает ряд вопросов по легитимности данной съёмки.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует прямой запрет на фото-, видеосъёмку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции (часть 1 статьи 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен Федеральным законом "О полиции" (части 1 и 2 статьи 8).

Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне" государственную тайну составляют сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму; деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определён перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о её осуществлении.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъёмки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьёй 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 Федерального закона "О полиции").

Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фотосъёмку сотрудников полиции, как публичных служащих, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, им необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения.

Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (в судебном порядке, вышестоящему должностному лицу). При этом необходимо учитывать, что обнародование и дальнейшее использование изображения сотрудника полиции в сети Интернет и других источниках допускаются только с его согласия. Сотрудник полиции вправе проинформировать граждан о том, что он не даёт согласия на распространение его изображения и персональных данных путём размещения на указанных информационных ресурсах и данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья подготовлена АПУ ДПД МВД России.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России